--
Человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса. Современный глобальный экологический кризис – нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе.
Составляющие кризиса разнообразны
(эрозия почв , закисление почв, опустынивание, загрязнение водоемов,
исчезновение лесных массивов, высокие темпы исчезновения различных форм жизни и
др. ).
Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с
чрезмерным потреблением природных ресурсов.
Человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что
можно изъять из биосферы без ущерба нарушения её биохимических циклов и
способности самовосстановления. Мы живем за счет своих детей.
Вместе с природой деградирует
человечество. Растет число генетических заболеваний. Авторитетные зарубежные
эксперты считают что в России полным ходом идет процесс дебилизации нации. Многие процессы происходят скрытно до
поры до времени, на многие не обращают внимание. В обозримом будущем ученые
предсказывают гибель человечества.
Причины кризисного состояния можно
выделить следующие:
Пути решения:
§
Формирование нового
эколого – правового мировоззрения;
§
Выработка и
последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики;
§
Формирование
современного экологического законодательства;
§
Создание оптимальной
системы органов государственного управления природопользованием и охраной
окружающей среды;
§
Обеспечение
оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального
природопользования;
§
Привлечение к
природоохранительной деятельности широких слоев населения;
§
Экологическое
воспитание и подготовка специалистов – экологов.
--
--
Нормы об охране окружающей среды можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. В России вопрос об истории развития целесообразно рассматривать применительно к трем периодам:
А) до 1917 г.;
Б) советский период;
В) современный этап.
А) в «Русской правде» объектом охраны мог быть лес, находящийся в собственности князя, предусматривался штраф за повреждение дупла, наполненного сотами с медом, ловля рыбы в чужом пруду рассматривалась как кража имущества. С XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служившим средством защиты от набегов татар. В XVII в. появилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира, как мера по предотвращению их истощению.
Изначально требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись в рамках института права собственности . Требования по охране воздуха, воды и общественных место от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным.
В 1915-1916 г. разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы.
Б) До 70-х г. господствует природоресурсный подход (регулирование применительно к отдельным природным ресурсам). В начале 20-х г. был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г. ), декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920 г.), и др.
Собственность на природные ресурсы исключительно государственная. Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября ) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами.
Проблема охраны природы расценивалась в основном как санитарная, а не экологическая. Т.е. преимущественно охрана здоровья человека, а не всех живых существ.
Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г.(Земельный кодекс РСФСР, Водный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР о недрах, Лесной кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира.
В) Современный этап развития экологического права связан с переходом к рыночным отношениям. На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом в правовом регулировании экологических отношений. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства на современном этапе является его гармонизация с передовым мировым законодательством.
С учетом объекта правового регулирования существует два основных подхода к развитию права окружающей среды – интегрированный и дифференцированный.
В рамках интегрированного подхода решаются задачи регулирования общественных отношений по поводу природной среды в целом, как единого объекта.
Под дифференцированным подходом понимается развитие права применительно к регулированию разнообразных отношений, включая использование и охрану отдельных природных объектов – земель, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира. Отраслевой подход.
Проблема решается так, чтобы не было явных перекосов в одну из сторон.
--
При анализе Конституции России как источника права окружающей среды можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, «чисто» экологические.
Ст. 7 КРФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Ст. 71 –72 о предметах ведения РФ и субъектов РФ
Ст. 9 – земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Также устанавливает многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 КРФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис.
Ст. 41 КРФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана окружающей среды – важный фактор обеспечения охраны здоровья.
Ст.42 КРФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Наряду с КРФ к основным источникам экологического права относятся Федеративные договоры:
--
--
Экологическое
право является комплексной отраслью в
системе российского права. ЭП включает в себя ряд самостоятельных отраслей права: земельное, водное, горное,
воздухоохранительное, лесное, фаунистическое.
Комплексный
характер отрасли права окружающей среды определен тем обстоятельством, что
общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так
и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая
гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.
В теории
право рассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений и
правовых идей. Право включает в качестве своего элемента идею, получившую
нормативное закрепление.
Роль права
как регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения,
образующие предмет данной отрасли.
Основными
элементами права окружающей среды (экологического права) являются экологическое
нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза,
лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также
применение мер юридическое ответственности, предусматриваемых трудовым,
административным, уголовным и гражданским правом.
Таким
образом, под правом окружающей среды понимается совокупность основанных на
эколого-правовых идеях норм, регулирующие конкретные общественные отношения
собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования
природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических
и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по
охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
--
--
Экологические правоотношения – экологические
отношения , урегулированные нормами экологического права.
Объектом экологических правоотношений является
окружающая среда в целом и отдельные ее компоненты (земля, недра, воды и др.,
связанные с ними интересы человека).
В научной и учебной литературе традиционно выделяют
две группы общественных отношений регулируемых нормами экологического права: по
рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды.
Они образуют предмет права окружающей среды. К иным отношениям, регулируемым
экологическим правом относятся отношения собственности на природные объекты и
ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека
и гражданина.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования
всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного
состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения
собственности на природные объекты и ресурсы.
Решаются общественно значимые проблемы владения
природными богатствами и распоряжения ими. В праве окружающей среды доминирует
государственная собственность.
Отношения по
природопользованию.
Отношения по природопользованию
регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам –
земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне
лесов, объектам животного мира. Решается ряд общественно значимых задач.
Главная из них – по удовлетворению материальных , эстетических и других
потребностей человека, и по предупреждению разных форм деградации природы.
Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального .т.е.
экологически обоснованного использования природных ресурсов.
Отношения
по охране окружающей среды.
Касается трех видов вредных воздействий
на нее: химических(регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод,
выбросов загрязняющих веществ), физических(шум, вибрация, электромагнитные
поля, радиоактивные воздействия) и биологических(переселение и гибридизация
объектов животного и растительного мира, биотехнологий, поступление в
окружающую среду микроорганизмов).
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды
» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации,
порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности являются: земли, недра,
почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и иные организмы и их генетический фонд, атмосферный
воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты экологических правоотношений –
физические и юридические лица.
--
--
Источники экологического права – это акты или решения
компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы
экологического права. В российской системе права источниками права являются
нормативные акты и нормативные договоры, при том условии, что судебные,
арбитражные и административные прецеденты играют большую роль в правовом
регулировании, придавая законодательству определенную интерпретацию.
Нормативный акт – это документ, объединяющий совокупность предметно связанных
между собой норм. По юридической силе
нормативные акты, регулирующие экологические отношения, классифицируются на
законы и подзаконные акты.
Под
источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты,
содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и
природы.
Источники
права окружающей среды имеют ряд особенностей.
1. Так как земельное, водное, лесное
законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды
отнесено КРФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого
– правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.
2. Так как отрасль комплексная , правовые нормы
данной отрасли нашли свое отражение в разных отраслях права. Наряду со
специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсный
законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного
предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Виды
классификаций источников:
Систему источников экологического права облразуют:
§
КРФ;
§
Федеративные договоры;
§
Международные договоры
РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
§
Законы (конституционные
и федеральные);
§
Нормативные указы и
распоряжения Президента РФ;
§
Нормативные
постановления и распоряжения Правительства РФ;
§
Конституции, законы,
иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
§
НПА министерств и
ведомств;
§
НПА местного
самоуправления;
§
Локальные НПА;
§
Судебные решения;
§
Обычай опосредованный в
установленных нормах права.
--
--
Природоресурсное
законодательство это – совокупность законов, регулирующих отношения по
использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает:
§
ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха» (04.05.1999 №96-ФЗ);
§
Земельный кодекс РФ
(25.10.2001)(ред. 29.06.2004);
§
Закон РФ «О плате за
землю» (11.10.1991)(ред. 29.06.2004);
§
Закон РФ «О недрах»
(21.02.1992)(ред. 29.06.2004);
§
Водный
кодекс(18.10.1995)(изм.23.12.2003);
§
Лесной
кодекс(22.01.1997)(изм.23.12.2003);
§
ФЗ «О животном
мире»(22.03.1995)(ред.11.11.2003);
Предмет определен в названии того или
иного закона. Как правило, эти законы кодифицированные, основополагающие для
применительно к соответствующим институтам права окружающей среды или отрасли
природоресурсного законодательства.
Следует обратить внимание на
существенные пробелы в отечественном экологическом законодательстве и масштабы
предстоящей нормотворческой работы в данной сфере. Юристов государство работой
обеспечит.
--
--
10.01.2002
ФЗ «Об
охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в
области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение
социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
ФЗ «Об
охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и
природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ,
а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
ФЗ состоит
из 16 глав (84 статей).
Глава 1. Общие положения (понятия, законодательство,
принципы, объекты);
Глава 2. Основы управления в области охраны
окружающей среды (полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ,
местного самоуправления, разграничение полномочий);
Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных и
иных неком. объединений в области охраны окружающей среды;
Глава 4. Экономическое регулирование в обл. охр. окр.
среды;
Глава 5.Нормирование в ОООС;
Глава 6. Оценка воздействия на окруж.
среду.(проведение оценки, экологич. экспертизы);
Глава 7. Требования в ОООС при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности;
Глава 8. Зоны экологического бедствия, зоны
чрезвычайных ситуаций (порядок установления);
Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой
охраной;
Глава 10. Государственный мониторинг окружающей среды
(организация);
Глава 11. Контроль в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) (задачи контроля, государственный контроль, права и
обязанность государственных инспекторов, производственный контроль,
муниципальный контроль);
Глава 12. Научные исследования в области охраны
окружающей среды;
Глава 13. Основы формирования экологической культуры;
Глава 14. Ответственность за нарушение
законодательства в ОООС и экологической безопасности;
Глава 15. Международное сотрудничество в ОООС
(принципы мед. сотр, международные договоры);
Глава 16. Заключительные положения.
--
--
Право на благоприятную окружающую среду – одно из основных естественных прав человека. Право – данное самой природой.
КРФ ст. 42 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда». Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Реализацией права на благоприятную окружающую среду по-видимому является возможность требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов.
--
--
--
14. 12.2002