Конституционное право зарубежных стран

 

ЛЕКЦИИ

 

 

 

Лекция 1

 

США.

Конституционное развитие США и особенности Конституции.

 

Этапы К развития.

1776 – 13 штатов приняли декларацию независимости, закрепляющей .. всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Появление о том, что правительство утверждается с согласия управляемых и служит целям их прав народ вправе изменить или упразднить форму правления и учредить новое правительство

1776-1780 – в 11 штатах приняты Конституции, многие поколения которых способствовали созданию К США.

1781 – Вступила в силу 1 –ая  обобщенная Конституция: статьи конфедерации; предусмотрены широкие права штатов (например, для  объявления войны или заключения международных договоров, создания вооруженных сил) требовалось согласие 9 из 13  штатов.

Законодательный орган – 1 –палатный конгресс с ограниченными полномочиями

1787 – Филадельфия, штат Пенсильвания, принята К США, разработанная Конвентом (Медисон, Джефферсон, Адамс – основатели)

1791 – введен в действие «Билль о правах» - 10 первых поправок К США.

 

Структура Конституции:

Преамбула из 7 статей

Преамбула указывает на основные цели государства: установление правосудия, гарантия спокойствия, оборона, содействие всеобщему благоденствию, закреплено благо свободы

Статьи делятся на разделы:

Ст.1. 10 разделов – законодательная власть

Ст.2. 4 раздела – исполнительная власть

Ст.3. 3 раздела – судебная власть

Ст.4.  4 раздела – взаимоотношения федерации и субъектов

Ст.5. нет разделов – порядок принятия поправок к К и положения о запрете нарушенного принципа равного представительства штатов в сенате

Ст.6. – верховное право страны и обязанности для всех должностных лиц присягать на верность К. при этом запрещает проверку убеждений как условие занятия должности

Ст.7 – для вступления в силу К необходимо согласие минимум 9 из 13 штатов

По способу изменения К США является особо жесткой, т.к. в ней самой определены способы внесения поправок и дополнений:

-         внесение поправки – 2 способа:

а) либо 2/3 голосов членов обеих палат конгресса

б) либо конвентом по требованию 2/3 легистратур штатов (законодательное собрание штатов)

-         ратификация поправки – 2 способа:

а) ¾ законодательного собрания штатов

б) ¾ конвентов штатов

было предложено несколько тысяч поправок

обсуждалось 34, вступило в силу 27: легистратурой 26, конвентами – 1

 

Особенности К США:

-         является самой старой из ныне действующих

-         не регламентирует увеличение количества институтов, которые современные К регулируют, иногда очень подробно (положение о партиях, социально-экономические и культурные права и свободы)

-         впервые определила президентскую форму правления и президента как главу государства

-         все поправки вносятся не в текет, а за текет. Каждая имеет № и располагаются в хронологическом порядке.

с 1776 по 1860 гг в штатах принимаются конституции. Они в общих чертах определяют структуру и форму деятельности органов власти и очень лаконичны.

1860-1945 гг. они более детализированы, нормы их более разрознены.

1945-1995 гг. закреплены права и свободы личности, более простой порядок пересмотра К, например, по результатам референдума.

 

Избирательное право.

-         активное избирательное право имеют граждане США, достигшие 18 лет и проживающие в данной местности в течении определенного времени. Это время установлено законами. Не допускается душевнобольные и осужденные.

-         Действует мажоритарная система  относительно большинства

-         Форма правления – президентская республика

-         Форма территориального устройства – федерация

-         Политический режим – демократия

-         Основной принцип – разделение властей

-         Законодатель – конгресс США – 2 палатный

-         Исполнительная власть – президент

-         Судебная власть – верховный суд

Президент (согласно К) не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Им может быть избран гражданин США, достигший 35 лет и проживающий не менее 14 лет в стране. Он не может быть избран более 2-х раз подряд (исключение – Рузвельт. Правил 3 раза). Срок полномочий – 4 года. Избирается косвенным путем- выборщиками: 1-ый этап – первичные выборы Primeries. Непосредственное голосование избирателей за кандидатов на соответствующие выборные должности. Одновременно, в ходе Primeries избираются члены партийных комитетов или конвентов. Этот институт возник в начале 20 в. впервые во Флориде в 1901 г

 

К 90-ым гг. – 40 штатов используют эту процедуру. Он имеет 2 основные разновидности: открытые и закрытые.

При проведении закрытых – каждая партия проводившая голосование отдельно по своим кандидатам

Открытый применяется реже (Аляска, Вашингтон, Луизиана) – проводится по всем кандидатам вместе и среди всех избирателей. Каждый получает бюллетень с перечнем партий и кандидатов. Надо  выбрать только 1 партию и 1 кандидата. Независимых кандидатов – нельзя. Результаты считаются отдельно по каждой партии. Побеждает тот, кто набрал относительное большинство голосов.

Значение:

1)      первичная проба сил главных политических партий, показывает соотношение их электората на данном этапе выборов

2)      помогает каждой партии выявить наиболее популярную кандидатуру, чтобы выявить наиболее поддерживаемого кандидата.

 

По общему правилу Primeries начинаются в конце февраля  и заканчиваются  в июле года выборов.

Вместе с выбором президента проводятся выборы вице-президента США

2 этап.

Все выборщики от штата, представляющие 1 партию, т.к. они голосуют за партийных список. Тут претенденты от 2-х основных партий ведут борьбу за избрание своих сторонников в качестве делегатов на национальный съезд партии.

Для победы списка партии достаточно относительного большинства голосов.

На национальных съездах партий избранное большинство делегатов оформляют выдвижение от  данной партии кандидата на пост президента. Выбранный кандидат берет себе кандидата на пост вице-президента. Выборщики голосуют за кандидатов, выдвигаемых съездом. Они имеют право голосовать по списку кандидатов, по которым избраны.

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное число голосов выборщиков.

Если ни 1 из кандидатов не набирает абсолютное большинство, то избирает палата представителей, а сенат – вице-президента из 3-х кандидатов, набравших наибольшее число голосов выборщиков.

Президент:

Акты:

- исполнительные приказы – имеют нормативных характер и конкретизируют законодательные нормы, либо регламентируют вопросы, подлежащие ведению административных органов.

-         правила и положения регламентируют порядок пр-ва в лесн-вах.

-         Прокламация (о праздновании)

-         Планы реорганизации

-         Циркуляры

-         Меморандумы

-         Директивы

Не имеет права роспуска парламента, законодательной инициативы.

Через ежегодные послания конгрессу, президент определяет основные направления законотворческой деятельности парламента.

-         отлагательное вето.

Карманное вето президента США

Президент США может быть отрешен от должности – имбичмент – это установленный К США порядок отрешения от должности должностного лица федерального уровня, включая президента и вице-президента на случай совершения ими измены, взятничества или иных серьезных преступлений и иных проступков.

2 стадии:

-         собственно имбичмент, т.е. выдвижение палатой представителей США формального обвинения

-         квазисудебное разбирательство этого обвинения, осуществляется  сенатом- верхней палатой под председательством главного судьи ВС США.

Исходом может быть либо оправдание должностного лица, либо его осуждение, влекущее за собой отрешение от должности и лишение на будущее права состоять на государственной службе.

1-ый – Джонсон 1867 г.

узурпировал полномочия и законодательной власти

2-ой Клинтон

оба оправданы

1974- угроза над Никсоном

Уотергейтский скандал- обвинен в серьезных злоупотреблениях.

Перед голосованием – Никсон подал в отставку

Президент является главкомом Вооруженных Сил и чтобы не иметь самостоятельности в вопросах войны-мира, есть определенные сдержки  его полномочий

Представляет страну

Вправе участвовать в международных переговорах, заключать договоры. По его решению может быть введены войска в иностранное государство

+ конгресс должен дать согласие на использование вооруженных сил.

 

Лекция 2

 

США (продолжение)

Парламент – называется «конгресс». Состоит из 2 палат

  1. палата представителей (нижняя).  435 депутатов, избираемых на 2 года пропорционально численности населения штатов + еще избирается по 1 делегату от Ф.О. калумбия, о. Гоам, Вербийских о0вов, Вост. Самуа и Пуэрто-Рико. Ониучаствуют в работе палат и ее комитетах, но не имеют права голова.
  2. сенат (верзняя). Состоит из 100 сенаторов, избираемых на 6 лет населением штатов. На каждый штат по 2  сенатора + вице-президент. Он же председатель сената.к ним предъявляются более высокие требования, выше возрастной ценз, гр-во.

правовые акты конгресса:

-         публичные законы и частные законы

-         совместные резолюции

-         совпадающие и простые резолюции (не имеют обязательного характера и создаются  для работы палат, напр расследов комитет)

Законодательная инициатива у конгрессменов

1 чтение – внесение в палату и регистрация -> спикер передает в соответствующий комитет. В комитете билль обсуждается с участием экспертов, вносятся поправки и на голосование

2 чтение – доклад, … обсуждение подробно билля и предлагаемых поправок

3 чтение – прочтение окончательно подготовленного текста и он ставится на голосование.

При разногласии между палатами- общую позицию вырабатывает согласительный комитет.

Затем главе государства. Президент вправе в течении 10 дней вернуть законопроект в конгресс (отлагательное вето), которое может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате 2/3 голосов депутатов.

Если президент в течении 10 дней не подписал проект и не возвратил его в конгресс, проект становится законом.

 

Судебная власть.

2 судебные системы:

-         федеральная

-         штатов

обе системы возглавляет ВС федер и соответственно каждого штата

закон «О судоустройстве» 1789, состоит  из 3 звеньев:

  1. ВС США
  2. апелляционные суды
  3. окружные суды

военные суды - особое звено

суды федерального уровня созданы по решению конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно.

Окружные суды рассматривают дела по 1 инстанции по уголовным и гражданским делам

В округах есть специализированные суды: налоговые, таможенные…

Апелляционные суды рассматривают жалобы на решения окружных судов

Главную роль играет ВС США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, который назначается президентом с согласия сената.

В основном ВС – как апелляционная инстанция по делам дипломатов – 1 инстанция

С 1803 – ВС США является еще и органом К контроля и его решения по днным вопросам являются окончательными.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам.

Очень разнообразна система судов штатов:

-         общие

-         мировые

-         полицейские (уголовные)

-         по трудовым спорам

-         - морские (прибрежных штатах)

способы формирования различны:

-         судьи, избираются населением

-         назначаются мэрами городов

-         назначаются председателями высших судов

присущ институт судов присяжных

иногда в учреждениях есть административные суды, которые назначаются начальниками учреждения

 

американский федерализм

-         договорная федерация из 50 штатов

система дуалистического федерализма построена на жестком разграничении предметов ведения между союзом и штатами

К установлен перечень предметов ведения, относимых к исключительному ведению конгресса, т.е. союзам – компетенция штатов

Устройство легистратур штатов.

(только Небраска отказалась от 2-х палатной системы)

Ф.О. Колумбия – ф.о., большая часть которой занимает столица США Вашингтон. Население избирает совет и мэра. Управление столицей постоянно осуществляется комиссиями обеих палат парламента. Особый статус еще в том, что жители избирают 3 выборщиков для участия в выборах президента и посылают 1 резидента с правовм совещательного голоса.

Островные территории (перечислено выше)

Жители Гуама, хоть и признаны гражданами США, но права участвовать в выборах не имеют. Избираю однопалатный орг и нач…, который подчинен правительству, посылают 1 резидента с правом совещательного голоса.

Пуэрто-Рико – свободно присоединенное государство – тут американская военная база. 2 палатный парламент и губернатор.

1952 –комитет Пуэрто-Рико и утверждена была конгрессом США

верховная законодательная власть принадлежит конгрессу США. Тоже – резидент с совещательным голосом.

Ассоциируемые США государства.

Республика Палау и Микронезия  тоже островные территории. Местный президент, избираемый населением на 4 года. Есть свой избираемый 2 палатный конгресс.

 

Местное самоуправление и управление США

Большинство штатов делятся на графства. Население графств избирает советы графств и должностных лиц (шерифа, казначея). Исполнительного органа совет не образует, т.к. каждый из тех чиновников действие под .. совета. Выделенные города имеют свою систему совета.

В большинстве городов система совет управл-й. Население избирает совет. Совет избирает мэра, но мэр несет только представительские функции, он не управляет. Управленцев нанимают по контракту. Специальный чиновник – менеджер.

Около 40% городов имеют  вторую систему совет-мэр. Городской совет и мэр избираются населением. Именно мэр управляет городом.

Мэр имеет право отлагательного вето на решения совета. Он назначает чиновников, исполнителей бюджета.

3 система- комиссионная – в очень небольшом количестве городов. Население избирает комиссию 3-7 человек  Они берут на себя функции городского совета и делят сферы деятельности в области городского управления

Графства:

-         тауны – мелкие города

-         тауншипы – группы поселков

самоуправляются эти территории при помощи собраний жителей, где и решается  вопросы

3-5 человек в исполкоме

компетенция:

-         местный бюджет

-         социальные услуги

-         информирование населения об актах федерального штата

кр администрация – территориальная единица в США. Есть специальные округа:

-         школьные

-         экологические

-         противопожарные

территории этих округов не связаны с административно-территориальным делением.

Руководят избираемые населением комитеты или должностные лица. Компетенция их очень узкая, только  по профилю округа.

 

Великобритания.

Соединенное королевство Британии и Северной Ирландии.

  1. Конституция и К. право

Индустриальное государство.

Территория в раз 40 меньше США. Население меньше в 5 раз

Конституция Великобритании:

В. принято считать родиной конституционализма. Именно здесь впервые появились акты и институты, ограничивающие монарха.

Однако, до сегодняшнего дня нет закона, который официально  был бы объявлен основным законом страны.

Особенность К  в специфике формы: большинство считают К Великобритании неписаной, желая подчеркнуть особую значимость

Проф. Будагова считает, что К Вел-нии – смешанная, т.к. часть источников – статуты, т.е. правовые акты, начиная с Великой Хартии вольностей + судебные прецеденты (их тоже пишут) + правовой обычай (устная форма)

Т.е. есть и писанные и неписаные источники

Х.З. ???

Юридически К включает самые разные источники, принятые и не принятые в том же порядке, что и другие законы.

4 категории источников:

-         статуты

-         суд прецеденты

-         К обычаи

-         Доктринальные источники

Статуты – это акты парламента, имеют конституционно-правовой предмет регулирования. Не все акты парламента считаются частью конституции, но к их числу относятся:

+ статуты, регулирующие права политического парламентаризма, их деятельности (1949, 1978,…)

+ акты, регулирующие, основные аспекты правового положения человека

Хабес Корпус акт, 1679, Билль  о правах 1689 – положения, применяемые и сегодня как общ прин суб права

1983, 1985, 1989 – акты о народном представительстве

+ статус монарха (1710 г – акт о престолонаследии)

+территориальная организация государства и местного самоуправления (1972, 1985)

в части:

 акты о министрах короны  1937, 1975

 

К обычаи

Формирование правительства из членов партии большинства

Премьер-министр – лидер партии, получившей большинство голосов, обязательна санкция монарха на принимаемый закон обеими палатами.

 

Прецеденты – постепенно заменяются статутами. Это значение признается лишь за актами ВС

 

Доктринальные источники – опубликованные мнения ученых и юристов по вопросам права, судьи могут обращаться к ним за помощью в обосновании своих решений.

 

ИТОГ:

-         наличие некоторого числа источников нескольких видов

-         смешанный характер: писанные /неписаные

-         по способу изменения –гибкая

-         все источники изменяются как требует законодательство

-         отсутствие формальной К

 

по форме: парламентская монархия

территориальное устройство – унитарное

политический режим – демократическое государство

глава государства –монарх

глава государства формально источник власти – королева / сейчас Елизавета 2). Монарх – составная часть парламента

парламент триедин:

-         монарх(фактически не участвует, вето не накладывает)

-         палата общин

-         палата лордов

1701 –акт о престолонаследии

престол по кастильской системе: трон старшему сыну монарха, при отсутствии сыновей -  старшей дочери (с 52 г _Елизавета)

монарх должен быть протестантом и не может быть в браке с католиком. Он может отречься от престола, но в этом случае его потомки теряют право на престол. Монарх может выбрать кому передать престол

супруг королевы – принц. Супруга короля – королева.

Институт «монарх» называется «корона».

Полномочия монарха:

-         статутные – представлены актами парламента

-         прерогативные –исключительные права монарха существуют на основе обычая. Личные: право на атрибуты монархической власти, право иметь двор и право на содержание этого двора за счет государства.

Содержание  монарха – по цивильному листу. Более 8 млн. фунтов стерлингов в год утверждается правительством.

Политические прерогативы есть, но на практике они не используются.

В законодательстве монарх санкционирует формально – право абсолютного вето (300 лет уже не пользуется).

Монарх имеет право роспуска нижней палаты парламента

Королева назначает премьер-министра, а по его предложению – министров.

По отношению к судебным органам:

-         право объявлять амнистию и комия

-         назначать судей

-         королева – главком ВС страны

-         назначает высших должностных лиц, присваивает звания, наградными знаками отличия

внешнеполитический ф-л:

-         выступает главой содружества

специфика этого статуса: монарх –глава англиканской церкви, а в Шотландии – глава пресвитерианской церкви.

Все акты, исходящие от королевы подлежат консигнации премьер-министром (снятие ответственности с короля на премьер-министра)

 

 

Лекция 3

19.04.05

 

Великобритания (продолжение).

Нов: назначение избирательной компании:

-назначено королевой по совету палаты общин. Ее челны не могут являться членами какой-либо партии, им связи со спонсорами в течении последних 10 лет перед назначением.

 Избирательная комиссия должна назначить комитеты по пересмотру избирательных округов. Ранее эти функции принадлежали 4-м комиссиям в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе (?). теперь в сд органы.

Функции: предложения по усовершенствованию выборов

-сов-е альтернативных методов голосования и применения других систем подсчета голосов. Наработки на выборах в Европарламент

в соответствии с актами о выборах и реформой 2001 г политические политической партией является любая  организация или человек, которые представляют кандидата для участия в выборах.

Любой кандидат, выдвинутый на выборную должность должен быть представителем партии либо не принадлежать никакой. Он должен иметь поддержку 10 лиц и уплатить избирательный залог в 500 фунтов стерлингов, который возвращается, если кандидат наберет больше ½ голосов на выборах. На каждого кандидата может быть потрачено больше 1 млн. Ф.с.

Агитационная кампания:

-         вещание агитационных программ за границей запрещается

-         печать агитационных материалов должно вестись только через рекламное агентство

-         право выступать на ТВ имеет только  зарегистрированный кандидат

-         трансляция политических программ не входит в расходы политических партий / кандидата – за счет государства.

В соответствии с актом о вещании 1990 г на ТВ должна соблюдаться независимость вещания, например, запрет для телеведущих и комментаторов выражать собственное мнение.

В соответствии с законодательством, требования к избирателям:

-         Возраст –с 18 лет

-         Необходимо быть Ирл., гражданами ВБ или гражданами содружества и быть заранее в регистрационных списках.

Отстраняются:

-         заключенные

-         умственно отсталые

-         лица, замешанные в нарушениях законодательства о выборах

-         нелегальные эмигранты

-         эмигранты, ожидающие предоставления им гражданства

В настоящее время используется и мажоритарная, и пропорциональная, и смешанная системы:

Шотландия и Уэльс (ассамбл) – смешанная система

В регионах мажоритарная отн > и пропорц

Система единств перед голоса – в Северной Шотландии при выборах в Европарламент и ассамблею.

Законодательная власть принадлежит Парламенту – триединое учреждение:

+ монарх,

+ палата лордов

+ палата общин

основные функции:

-         представительские функции

-         законодательство

-         принятие бюджета

-         принятие бюджета

-         контроль за деятельностью правительства

1265 г. – создание парламента

наряду с баронами по 2 рыцаря и 2 представителя от каждого округа

палата общин: общенациональный представительный орган, избирается единовременно на 5 лет по мажоритарной системе отн большинства.

С 1997 вкл 659 депутатов – каждый субъект, округ представляется 1 депутатом.

Руководит палатой спикер.

С 22.03.01 – новые правила выбора спикера:

В начале работы вновь созванного парламента самый старший член палаты предлагает любому депутату внести предложение о том, чтобы прежний спикер (если хочет) продолжил выполнять свои обязанности. Если прежний спикер не попал в парламент нового созыва, палата общин проводит новые выборы из нескольких процедур тайным голосованием. После выборов спикер должен получить одобрение королевы. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты: по К дела (раньше – по отдел-ю лордканцлера), по культуре, СМИ, спорту, прод-ю и с.делам, здравоохранению, Северной Ирландии, зам премьер -министра, местному самоуправлению, по науке и технологии, занятости…

2 вида комитетов:

-         постоянные

-         временные

+ комитет всей палаты

 

постоянные:

        специализированные (например, для парламентского контроля за правительством)

        неспециализированные

принцип дисконуитета отменен:

министр короны должен внести в палату предложения о переносе рассмотрения билля на следующую сессию, причем проект закона уже должен пройти 1-е чтение.

Предложение переноса не распространяется на законопроекты уже подв ему 1 раз. Если не удовлетворено, то потом может быть подв заново.

Прошедшие стадии в новом процессе не депотир-ся

 

Свободный мандат – депутат - представитель нации: 1774 – парламент – не конгресс делегатов. Это представление объед стремя к общим благам

С янв 2001 вводится новое расписание палаты общин в экспериментальном порядке:

Пон 14.30-22.00

Вт 11.30-19.30

Ср 11.30-19.30

Чт 11.30-19.30

Пт 9.30-15.00

 

Для перерыва министрами могут быть внесены специальные изменения

В Англии многопартийная система

Справа от спикера – правые >

Слева ----                 - оппозиция

Спереди – министры – они круче (!)

Неспециализированные комитеты.

Комитет всей палаты – это ее пленарное заседание. Он созывается лишь для подтверждения закона, но без права принятия решения.

 

Палата лордов – верхняя палата. Традиционно – 1 из важных, имеет К права и неотъемлемым институтам.

Задача реформы – обеспечение демократический порядок образования 2-ой палаты парламента и … представительство партий, сократить ее численность и повысить эффективность ее работы.

Традиционно она состоит из наследственных пэров, дворян не ниже барона, пожизненных пэров, духовных лордов и лордов-юристов, осуществляющих от имени палаты судебные функции. Членство ограничено. Не могут входить:

-         иностранцы

-         несовершеннолетние (до 21 г)

-         банкроты

-         лица, осужденные за государственную измену (акт о конфиск, 1870 г)

 

до 1999 – 1 349 чел.

Актом «о палате лордов» сокращается ее численность до 635 членов и этот акт лишил права заседания 654 наследных пэра из 746

Фактическое упразднение членства наследных пэров

В состав входят 3 группы:

  1. наследные пэры, получившие право заседать до реформы
  2. пожизненные пэры, назначенные королевой по сов премьер-министра и получившие звание пэра и право заседать в палате пожизненно без права пэрства по наследству
  3. суд-лорды, образующие комитет палаты лордов

пожизненными пэрами становятся люди, проявившие себя…

реже – крупными бизнесменам.

3+ духовные лорды – представители англиканской церкви : 2 архиепископа и 24     соед до отставки или пожизненн – они являются  лордами, но не пэрами

суд-лорды – присяжные бывшие и лорды, занимают высшие судебные должности и имеют право заседать в суд комитетах.

с 2003 г. председательствует не лорд-канцлер, а министр по К вопросам, назначенный премьером. Он возглавляет министерство юстиции, является членом кабинета и имеет право назначать судей.

Кроме того,  он имеет право участвовать в дебатах, но не выносит решений по процедурным вопросам.

Не существует правил свертывания дебатов, члены палаты лордов не зависят от своей партии, т.к. они не избирались

+ > пэров – богатые, поэтому работа палаты лордов независима, они не получают жалования, они не обязаны ни перед кем отчитываться.

Проблемы реформирования существуют давно, в результате по количественному составу на сегодняшний день:

26 архиепископа

92 наследных пэра, из которых: 2 – выполняют церемониальные функции, 15 – заместители спикера и др должности, 75 – наследные пэры, избр др гр, 555- пожизн

фнвр 2004 – закон «О палате лордов», но не было этого, т.к. многие члены палаты лордов высказывались не за назначение, а за выборы в палату лордов.

Май 2004 – новые 40 пожизненных пэров

В результате 710 пэров и она самая многочисленная в мире

 

Создание фракций запрещено

Есть мнение, что это слабая верхняя палата, т.к. она может лишь наложить вето, которое можно  отсрочить.

Если 2 раза в течении года палата общин примет закон в прежней редакции, то на вето Х

Если в течении месяца палата общин не согласится с возражениями палаты лордов, оно считается одобренным даже без повторного рассмотрения этого вопроса.

Члены палаты лордов не имеют иммунитета. Сейчас – 40 дней – члены палаты общин имеют неприкосновенность.

 

Правительство и кабинет

Исполнительная власть имеет сложную структуру. Премьер-министр + около 100 министров. Формируется каждый раз после парламентских выборов и отстваки правительства.

Премьер-министр по К обычаю становится лидер партии парламентского большинства, а министрами - влиятельные члены партии

формально премьер-министра назначает королева, а он, в свою очередь, министров

большинство членов правительства являются одновременно членами парламента, в основном нижней палаты.

в соответствии с К соглашением правительство в занчительной части состоит из парламентариев.

1975 - акт о палате общин - в состав правительства максимально 95 членов палаты общин

ответственность регулируется К соглашением, а именно так и определяется вотум недоверия.

правительство никогда не собирается вместе на заседание. в рамках правительства - кабинет министров приблизительно состоит из 20 человек. назначение в кабинет производится лично премьер-министром и именно он  принимает решения от имени правительства. к-т (там министры с портфелями) тоже на основании К обычая.

из числа к-та - внутренний к-т, включающий лиц, пользующихся особым доверием и обсуждающих самые важные вопросы управления страной.

 

Судебная система и реформы

 

Достаточно сложна. Их фактически 3:

- Англии и Уэлса

- Шотландии

- Северной Ирландии

до судебной реформы- палата лордов + тайный совет

тайный совет - коллегиальный орган + рафиц действ при монархе + совещательные функции

12.06.03 - правительство заявило о намерении реформировать судебную систему и прежде всего объявлено о создании ВС страны, упразднении поста лорда-канцлера - он был главой судебной системы, он назначал всех судей и являлся членом комитета министров. теперь - министр по К делам.

в настоящее время в палате лордов рассматривается билль о К рефр\орме, создании ВС. согласно ему, ВС будет состоять из 12 судей, назначенных королевой по совету премьер-министра. количество судей может быть изменено приказом с согласия обеих палат парламента.

первыми членами ВС станут 12 лордов по апелляции - старший из них станет председателем ВС.

предполагается специальная комиссия по отбору кандидатур на должность судей ВС

требования к судьям:

- занят высшие судебные посты в течении 2-х лет или работа адвокатом в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии в течении 15 лет

кроме того, кандидаты должны обладать:

- достаточным опытом и знаниями в юриспруденции

- интеллектуальными и аналитическими способностями

- авторитетом

- быть честными, справедливыми и беспристрастными

возрастные ограничения не вводятся

отставка: а) имбичмент; б) по собственному желанию

планируется должность лорда-главы юстиции. он должен стать ответственным за развитие системы Англии и Уэлса, он же является главой Уголовной юстиции, в его компетенцию войдут судебные магистры и графств, королевский суд, высокий и апелляционный.

главный по семейным делам - президент семейного отделения

для назначения остальных судей -  будет учреждаться ком для рекомендаций министру по К делам.

согласно принципу верховного парламента, суды не могут признавать недействительными или отменять акты парламента. в случае несоответствия статута - отмена, в случае противоречия применяется более поздний статут, а ранее принятый считается отменным в частях, где не соответствует принятому позднее. поэтому суды имеют право только согласовывать статуты.

24.03.05 - акт о реморме, учреждающей ВС. в состав суда входят 12 судей

канцлер сохраняется

11 апреля - распущена палата общин

5 мая - объявлены выборы в палату общин

 

территориальное устройство:

- унитарное с асимметричным устройством. исторически  состоит из 4-х регионов:

Англия

Уэльс

Шотландия

Северная Ирландия

 

страна образовалась вокруг Англии, которая составляет наиболее част и по территории и по численности населения. остальные 3 региона  всем речт о се

1987 - в Шотландии и Уэльсе, а в 1998 в Северной Ирландии прошли конституционные реформы, на которых большинство избирателей положительно ответили на вынесенный на них вопрос об учреждении региональных законодательной и исполнительной властей

в 98-99 гг. они были избраны, созданы в результате законодательной ассамблеи, Шотландский парламент и ассамблея Северной Ирландии получили исключительные законодательные полномочия, т.е.

- политическое и административное деление

- ЖКХ

- ОС

национальная ассамблея Уэльса права первичного законотворчества не имеет. она вправе регулировать вопрос только с помощью вторичного законодательства, т.е. конкретизировать законы

шотландский парламент избирается по смешанной системе и имеет достаточную компетенцию

ассамблея Северной Ирландии создана по системе 1 передав голоса, имеет достаточно компетенции

ассамблея Уэльса избирается по смешанной системе

политико-административное деление регионов различна. Англия и Уэльс делятся на графства. графства Англии делятся на округа, а округа - на общины или приходы. графства Уэльса - на общины. Северная Ирландия состоит  из графств -> округов ->общин

в большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления, только в графствах, где в приходах населения менее 150 тыс. чел.. это проще всего выбирать насел советы.

срок полномочий местных депутатов - 4 года, в Шотландии - 3 года

большинство советов избирается единовременно. сов округов метрополитетских графств - по др столичн графства

ежегодно избирается 1/3 советников метрополитетов графств. каждый .. избирается из своего сост представителя. в крупном городе - мэр, а также комитеты, которые делегируют полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность.

особых исполнительных органов в Великобритании нет

чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление тоже практически отсутствуют

компетенция органов местного самоуправления обычна.

особый статус имеет Лондон. вместе с прилегающими пригородами он образует Большой Лондон. традиционно он управляется избираемым советом Большого Лондона, но в 1985 был упразднен правительством консерваторов.

лейбористы восстановили после референдума 1998

в настоящее время органом управления является  ассамблея - 25 депутатов и мэр, избираемые непосредственно населением столицы. эти выборы были в 2000. соединенному королевству принадлежат также и островные  и зависимые территории, которые не рассматриваются как его части.

островные территории принадлежат Англии с феодальных времен: о. Мэн, о-ва пролива Ла-Манш

Мэн - остров в Ирландском море 70.000 чел

в средние века

1266 - перешел в руки Шотландии

в начале 15 в - Англии

административный центр- город Дуглас

имеет собственный, старейший в мире парламент -тимвальт

нижняя - палата ключей - состоит из избираемых населением на 5 лет депутатов

верхняя палата - законодательный совет: епископ, судьи, генерал - губернатор (?)

особенность: законы, принимаемые парламентом, требуют одобрения королевы и 2-я...

о-ва Ла Манш, Норманские о-ва: Джерси, Сарк, Херм, Гернси, Джетоу... принадлежат Англии со времен Норманского королевства

находятся под суверенитетом короны

по вопросам внешних отношений, законодательства- законодательные акты принимает парламент соединенного королевства. на о-вах Джерси и Гернси функционирует однопалатные штаты, избираемые населением островов. штаты могут принимать законы, требуется одобрение королевы

 

зависимые территории:

бывшие колонии, сохранившие государственно-правовую связь с ней:

- остров Св. Елены

- бермудские острова

- берм, Берд о-ва

- Ангильо

- Фонкленские острова

 

однопалатный ( как 1) законодательный орган или (в 2) - двухпалатный

на всех территориях есть правительство

и законодательные и исполнительные органы обладают ограниченной компетенцией.

ответственность за внешнюю оборону, безопасность несет Великобритания. ее законодательство - прямого действия.

на каждой территории - губернатор от короны, который представляет главу государства, санкционирует принятие законов и обладает правом отлагательного вето.

системы сдержек и противовесов в Великобритании: королева имеет право применить полномочия и распустить парламент или отправить в отставку правительство, но она это делает по инициативе премьер-министра.

премьер-министр может отказать правительству в доверии 9 в 20 в этого не было).

высшие судьи имеют более длительные по сравнению с парламентом срок полномочий, что обеспечивает их независимость от исполнительной власти.

парламент имеет право отстранить  судей от деятельности в порядке имбичмента. суды контролируют правительство когда решают вопрос о соответствии действий правительства объему предоставленных им полномочий.

суды имеют право толкования статутов, право на уважение и защиту от преследований во время пребывания в должности и выполнения надлежащих обязанностей.

 

 

Япония.

по территории приблизительно как Германия

в отличии от Запада пытается избежать конфликтов и очень сильны традиции.

в течении длительного времени Япония была закрытой страной

1958 - она была вынуждена открыть свои порты в связи с подписанием ряда торговых договоров Р., США, Франции,...

с 80-х гг 19 вв\ - доступ к праву

они обращали взгляды на Францию. в страну были приглашены франц специалисты

1877-  начало работы по кодификации ГП

война Франция - Пруссия

Фр в 1871 - проиграла - вместо монарха - республика

Японии это не понравилось и они обратили внимание на Германию, там был монарх Вильгельм 2.

1889 - К Японии - списана с монархической К Пруссии

ограниченная монархия:

министры избираются и не избирается император. особа императора священна и неприкосновенна 1924 - партии добил отве от н палата

1925 - отменен имущественный ценз избирательного права для мужчин

2-ая мировая война.

после поражения ее и оккупации ее территории США 45-52 гг

Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции и в конце 45 г была сформирована специальная комиссия о разработке проекта новой К

принцип суверенитета импер - остался , роль парламента повысилась.

Дальневосточная комиссия СССР, Филип, Австралия - наблюдали за Японией. эта комиссия не соглашалась на Яп проект, настаивали на ликвидации монарха

главком американских войск, генерал МакАртур предпринял иниц разрабо кардин нового проекта К. Япония приняла этот текст, но пост императора оставила все равно.

император согласился и прин в парламент - непот изменения

в .... - парл принял проект, император промульгировал его.

с 03.05.47 - новая К вступ в силу особенности:

1. институт монарха оставлен - но он  лишь символ государства. роль главы государства кардинально изменена

2. провозглашение народного суверенитета  = парламентская демократическая монархия.

3. широкий круг прав и свобод не связанных с характером подданства, т.е. ими могут пользоваться и не граждане государства.

ст 40 К Японии : в случае оправдания судом в случае ареста или задержания каждый может предъявить государству иск о возмещении ущерба.

ст 15,  16: японский народ обладает  неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от власти и все публичные должностные лица общества являются слугами народа и не сост его части

ст 9: японский народ заявляет, что отказывается от войны как право север нации +  разоружение страны и отказ от ВС

6 авг 45 г - Хиросима

по способу изменения Яп К - жесткая. для одобрения поправок надо более 2/3 голосов каждой из палат (их 2_. способ ратифицирования установлен парламентом. принимаемый проект пересмотра должен быть принят на особом референдуме, на котором этот проект должен получить большинство поданных голосов.

проект может быть ратифицирован самим парламентом, но только после его переизбрания.

утвержденные т.о. поправки немедленно про... императором от имени народа, в качестве неотъемлемой части К.

с 1947 г ни разу не была изменена К. в 50-х и до 80-х ЛДП правила, которая хотела изменить 9 статью, но не вышло.

согласно К все важные вопросы решаются в стране только на основе закона и референдум, но К не говорит об этом

активное избирательное право принадлежит гражданам, которые К называет японцами, достигнувшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе минимум 3 месяца и включенные в списки избирателей (обновляется ежегодно)

лишается избирательного права: душевнобольные, находящиеся в заключении, не находящиеся в заключении, но осужденные за мошенничество и ... в выборах

нижняя палата -с 25 лет

в верхнюю  палату - с 30 лет

есть избирательный залог

 

КПЗС лекция 4: Япония и Казахстан

Япония

местное упраление и самоуправление
1947 г З: основной принцип - местная автономия
Япония разделена на префектуры: 43 обычные, префектура Токийского округа (делится, в свою очередь, на гор районы) и префектура о. Хокайдо. К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ, остальные префектуры делятся на города, поселки и деревнр. Большие города - более 1 млн. чел. делятся на внутригородские районы, но в них нет самоуправления,  главы исполнительных органоы назначаются мерами городов, кроме того существуют специальные округа (финансово-промышленные). их органы избираются, но занимаются в основном координацией действий. в префект городах, деревнях существую органы местного самоупарвления, где извирается преф., гор., дерев собрания. срок полномочий в основном 4 годоа.

депутаты: - профессиональное  / непрофессиональные(совмещают с другой деятельностью)
возможен досрочный отзыв, если за проголосовала 1/3 избирателей.

на 4 года избираются префекты (губернаторы), меры, старосты деревень.
эти должостные лица созывают ... собраний. имеют  право вето на решение  собраний, которые могут быть преодалено 2/3 собрания.

кроме того, префекты, мэры и старосты имели право досрочного роспуска собраний, а по отношению к ним П-министр может  сместить с долности губернатора, префекта, а тот может сместить  мэра / старосту.

вопросы самоуправления контролируются  деятельностью министренства по делам местного самоуправления.

 

КАЗАХСТАН
I. К развитие.
был в составе СССР
16.12.91 верховный совет Казахской ССР принял К закон о гос независимости республики Казахстан
1) независимое демократическое правовое государство, а также переименовано из Каз ССР в республику Казахстан
2) право от имени всего народа принадлежит народному совету и президенту респ Каз-н
3) закреплен принцип разделения властей
4) предусмотрен комитет К надзора
28.01.93 - 1-ая К независимого Каз-на
30.08.95 - на республиканском референдуме принята 2-ая К независимого Каз-на, ныне действующая
действующая К состоит из преамбулы и 9 разделов, объединяющих 98 статей:
раздел 1: общие положения: характеристика внутр и внешней политики государства, правовой системы и ин в гражданское общество

раздел 2: человек и гражданин - обширный перечень прав и свобод, обязанностей, процессуальные гарантии прав и свобод
раздел 3-7 - статус гос органов властей: парламент, президент, разделение властей; отд - управление / самоуправление
раздел 9 - заключительные и переходные положения
изменения и дополнения сичтаются принятыми , если за них проголосовало более 1/2 участников референдума
не подлежат изменению положения К об унитарном характере и унитарной целостности государства, а также о президентской форме правления

К имеет высшую юр силу на территории  всего государства и прямое действие
полномочия:
- светский характер государства. ни 1  религия не может быть провозглашена гомударственной.
- не допускается действие полит партий на религиозной основе
- церковь отделена от государства и в соотв с З от 13.01.92 "О свободе вероисповедания и религиозных объединений" может быть прекращена в случае нарушения устава и З по решению суда.

- нет гос бюджетного финансирования религиозных объединений

унитарное государство с единым гражданством
+ установление института двойного гражданства, но потом он  отказался от него и установил 1 гражданство
политическое многообразие по идеологии
государству запрещается вмешиваться в дела общественных объединений (кроме случаев нарушения закона)
запрещается возложение общественными объединениями на себя функций гос органов.

2 формы собственности:
- государственная (земля, недра, воды, растит и жив мир)
- частная (любое законно приобретенное имущество)
имущество граждан может быть отчуждено  для государственных нужд, но при равноценном возмещении
Президент:
в ряду всех органов власти в структуре К он становится на  1 место.
в соответствии с К Президент является главой государства. он представляет государство внутри и в международных отношениях и одновременно признается высшим должностым лицом государства. он не относится ни к 1 из ветвей  власти (но есть противоречие).. он может принимать законы, но в случае делегирования полномочий парламента на опр срок

20.05.99 "О  выборах в респ Каз-н". президент избирается гражданами республики, достигшими 18-лет возраста на  основе всеобщего = прямого избирательного права при тайном  голосовании. избирается на 7 лет в 1-е  воскресенье декабря. право выдвижения кандидатуры принадлежит республиканскому общественному объединению, зарегестрированному в установленном  порядке, кроме того возможно самовыдвижение.

помимо принятых везде требований к Президенту предъявляется требование- он не может быть служителем к/л культа и должен  обладать активным избирательным правом ст 41 ч 2 - През республики - гражданин по рождению, мин 40 лет, свободно владеет гос языком, проживает в К-не мин 15 лет

ст 41 ч 4 - избранным считается  кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
если ни 1 из кандидатов не  набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют 2 кандидата, набравших большинство голосов. избранным считается кандидат, набравший максимальное  число голосов избирателей, принявших участие  в голосовании.

ст 43 К - статус П:
он не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, заниматься предпринимательской деятельностью.

кроем того, на период  осуществления полномочий, П приостанавливает свою деятельность в полит партии
1999- Назарбаев
полномочия Президента6
традиционные, связанные с функцией назн, например, он назначает на должность премъер-министра и освобождает его, также членов правительства. Кроме того, назн выборов очередных и внеочередных в парламент. может назначить 7 депутатов сената. в случае выражения парламентом вотума недоверия правительству, имеет право роспуска парламента

в компетенцию П входят полномочия  по решению о проведении референдума
является верховным главнокомандующим Вс
- обладает правом вето
- актами П являются указы и распоряжения
в соотвт с КЗ от 26.12.99 "о през республики" П может издавать временные законы на основании делегации парламента, а в случае нерассмотрения парламентом в течении месяца законопроекта, который П объявил срочным, П вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия парламентом соответствующего закона.

акты парламента, подписываемые  П, а также акты П, издаваемые по инициативе правительства, предварит скрепляются подписью либо председателем каждой из палатпарламента, либо П-министра на которого возлагается ответственность за законность данных актов (контассигнатура).

досрочное прекращение полномочий в случае освобождения его от должности (ст 47) при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности при  болезни, отрешении от должности, смерть (ст 48)

в случае досрочного освобождения, функции П на оставший срок переходят председателю сената парламента (ст 42 ч 4 - может быть избран 2 раза)

если председатель сената не может - председатель меджелиса парламента, если же не может и этот - к П-министру

парламент:
ст 49 К - Парламент - высший представительный орган республики, осуществяющий законодательные функции.
2-х палатный - сенат;  -мажелис
сенат (ст 50) - образуют депутаты, избираемые по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и сталицы респ Каз-н на совместном заседании депутатов всех представительных органов области ... сталицы + 7 назначаемых През

Мажелис - состоит из 77 депутатов; 67- избираются по одномандатным территьориальным избирательным округам по  мажоритарной 2-х туровой системе

1о депутатов - на основе партийных списков по системе ... представительства
депутат не может быть одновременно членом обеих палат
срок полномочий сената - 6 лет; мажелиса - 5 лет
ст 51- тредования к сенаторам (ротация каждые 3 года): - гражданин респ Каз-н, состоящий в гражданстве как мин 5 лет; мин 30 лет; высшее образование; стаж работы мин 5 лет, проживает на территории соответ области, города, столицы мин 3 года

мажелис: - мин 25 лет
свободеный мандат
депутатский иммунитет в течении всего срока ... кроме на  месте преступления и тяжких преступлений.
ст 52 ч3 - депутат не может быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые долж., кроеме преподавателя, научн, .. творч.

запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав совещательного органа или входить в совещательный совет коммерческой организации. за нарушение - отставка

досрочное прекращение - отставка; признание депутата недееспособным, роспуска парламента и лишения мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда или в случае выезда депутата на постоянное место жительства за территорию Каз=на

полномочия:
1. осуществлять на совместных заседаниях палат (вотум недоверия правительства, согласие на назначение П п-министра, война /мир)

2. группа вопросов, реализуемых в рездельном заседании палат, котор сначала в Мажелисе, а потом в парл (амнистия,  установление /отмена налогов и сборов, ...)

3. исключительная компетенция каждой из палат (лишение неприкосновенности ген прокурора, председателя и судей ВС - сена; мажелис: объявление выбороы П)

4. самаостоятельная деятельность каждой из палат без участия  др палаты. (кажд назначает 3-х членов комитета по установлению и контролю гос бюджета; кажд из палат прин свой регламент отдельно)

сессии парламента - раз в год, начиная с 1-го рабочего дня сентября и по последный рабочий день июня
палаты образуют комитеты макс в каждой по 7 штук.
возможно совемщение комиссии на паритетных началах
ст 63 - П  респ Каз-н может распустить парламент в случае выражения парламента вотума недоверия правительству, 2-кратн отказ парламента дать согласие на назначение П-министра; политич кризиса в результате непреодолимых разноглсий между  палатами парламента или парламентом и др ветвями  гос власти. парламент не может быть распущен в период  чрезвычайного или военного положения, в посл 6 месяцев полномочий П, в теч  1 года после предыдущего роспуска

правительство:
ст 64 - правительство осуществляет исп власть в республике
ч 2 - правительство в своей  деятельности ответственно перед  П республики, а также подотчетно парламенту в случаях предусмотренных К и этот случай определен ст 53 п 6 -парламент на совместном заседании палат заслушивает доклад п-министра о программе правительства и одобряет или  отклоняет программу.

повторное отклонение программы может быть осуществлено большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат и означает недоверие правительству, отсутствие такоего большинства означает одобрение программы правительства

 

КПЗС - Казахстан (продолжение), Германия (начало)

КАЗАХСТАН (продолжение)
правительство:
подотчетно членам палаты ст ... п 6... каждый из палат парламента самостоятельно без участия другой палаты вправе  по инициативе  мин 1/3 от общего числа депутатов палат заслушивать отчеты членов правительства по вопросам  их деятельности и большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов обращаться к П республики об освобождении от должности членов правительства, если  они не исполняют законы республики.

если П-т отклоняет  такое обращение, то депутаты большинством не менее 2/3 могут повторно через 6 месяцев поставить перед П-том тот же  вопрос и в этом случае П-т обязан освободить от  должности членов правительства.

предложения о структуре и составе правительства подотчетно П-министру, в теч 10 дней после своего назначения. члены правительства не могут быть депутатами, занимать иные оклад должности кроме преп., науч или иной творческой, не могут заниматься предпринимат деятельностью и входить в состав набл совета.

акты правительства - постановления
п-министр- распоряжения
ст 70- правительство слагает свои полномочия при вновь избранном П-те, но по этой ст правительство и любой член аправе заявить П о своей отставке, если считае, что дальше не могут  выполнять своих функций

правительство заявляет от отставке в случае выражения вотума недоверия
П решает 10 дней, кого в Х правительство или парламент
при отклонении отставки правительства у П есть право роспуска парламента
+ П имеет право решить по собственной инициативе вопрос о прекр полном правительства или члена правительства от должности

если П-т решает отстранить от должности п-министра - следовательно, прекращение полномочий всего правительства.
раздел 7 К - судебная система
суды республики
+ местные суда
учрежеднеи специальных судов или чрезвычайных судов не допускается
ничем принципы судоустройства не отличаются, но в ст 77 более подробно описаны: вкл - независимость, - презумпция невиновности; - применение уг закона по аналогии не допускается

внимание уделено только ВС
судьями могут быть граждане республики, достигшие  25 лет, имеющие высшее юр образование, стаж работы мин 2 года - по юр проф и сдавшие квалификационный экзамен

должность судьи не совместима с депутатским мандатом + не могут занимать иные оплачиваемые должности, кроме препод, науч, ...

председатель ВС, председатель колегий и судьи Вс в соотв со ст 82 К избираются сенатом по представлению президента республики. рекомендации дает высш верховный совет республики. другие судьи (областные и приравненные к ним) назначаются также, но назначение оформляется П-том. судьи ниже уровнем назначаются на должность П-том по представлению министра юстиции по рекомендации квалификационной коллегии юстиции

раздел 8 определеяет местное управление и самоуправление
местными представительными органами являются маслихаты. они избираются населением на основе всеобщего равного и т.д. срок полномочий = 4 года.

цензы: - гражданства, возрастной (20 лет), ст 86 -  может быть депутатом только 1 маслихата.
местный исполнительный орган возглавляет аким, который является представителем П-та и правительства республики
акимы областей, города республиканского значение и столицы назначаются на должность П-том по представлению п-министра (региональный уровень)

акимы иных адм-тер единиц (средний уровень - города, районы; низовой уровень - аулы, поселки, городские поселки, гор рай значения...) назначается в порядке определенном П-том, который вправе по своему усмотрению осв акимов от должности

маслахат 2/3 -ми имеет право выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении либо перед П-том, либо перед высшим акмим.

полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного П-та республики Каз-н

ГЕРМАНИЯ (ФРГ)
расположена в центре Европы и граничит с Данией, польшей, Чехией, Францией, ...
1. К развитие, особенности К:
1871 - К герм импении, учреждено союзное (федеративное) государство с монорхической формой правления. из 25 земель - 3 земли имели республиканскую форму правления. эта империя была инициатором 1-ой мировой войны - существовала до 1912 г, пала и на ее месте возникла республика

К 1919 - Германская империя, однако фактически она является республикой. Веймарская республика
33 г - на основе этой К к власти пришли нацисты
как канцлер, Гитлер пришел к власти легитимно
веймарская республика не смогла выдержать - в33 году все идеи были Х, в 39 - Германия развернула 2 Мировую войну.после поражения - оккупация странами антигитлеровской коолиции и на несколько лет лишилась гос суверенитета

45-49 контроль немецкого общества со стороны стран коалиции и начало восстановления демократии принципы на началах герм государственности

Германия разделена на Западную и восточную
в Зап Германии восстановление гос-ти под  (ФРГ) США, Великобритания, Франция
в Вос Германии (ГДР) - принята К 8 окт 49 г, где государственность стала возрождаться на соц принципах - при поддержке СССР

1990 - народная палата ГДР принимает постановление о вступлении в сферу действий основного закона ФРГ
31.08.92- договор о восстановлении Германии
договор об окончательном урегулировании в отношении Германии между ФРГ, ГДР, Франции, СССР, Великобритании и США от 12.09.90

основной закно (49 г) был разработан парламентским советом (48- 49 гг) и после одобрения оккупационными властями 23 мая был опубликован и 24 вступил в силу

он распространил свое действие на присоединенные земли серьезно изменились
с сент 90 до начала 2000 около 60 изменений, введено 12. новых и сущ дополнен многие действиующие
ст 23 - отменена
ноябрь 90 - попытка нов К - комиссия, которая должна была предложить пути реформирования к марту 93 г и зак-ми было внесено еще несколько изменений в основной закон.

теперь структура: преамбула, 14 разделов, 184 действующих статьи.
ст 140: составной частью основного закона является положения 136-139 и 141 Конституции Германской империи 1919 регулирует взаимоотношения государства и церкви.

особенности германского основного закона:
1. название
2. принятие парламентским советом, состоящим из представителей лантагов
3. установление федерального устройства и недопустимость его изменения (ст 79 ч3)
4. предпосылка - антитоталитарн., антивоенные положения...
5. закрепление ряда положений: о правовом государстве (ст 20, 28), о статусе партий, собственность обязывает (ст 14)
6. включение чрезвычайного законодательства в основной закон (ст 80а) - состояние напряженности, (115) - сост обороны
7. жесткий характер, но порядок изменения достаточно прост. з-н: 2/3 голосов от общего числа членов Бундестага и Бундесрата (ст 79)

8. статус личности: позитивистский подход к правам  и з-м (ст 1) - права закреплены в основном законе
9. ст 18 - определяет возможность индив лишения прав и свобод фед К судом.

парламент
основной закон определяет ФРГ как парламентскую республику, слабый глава государства и серьезная роль у парламента.
законная власть -> парламент
особенности: 2 подхода к структуре
у нас считают, что нижняя палата - Бундестаг, верхняя - Бундесрат
немцы счиатют, что у них 1 палата - Бундестаг и в ФЗ "О выборах" они говорят о составе Бундестага - 598 депутатов. они избираются обладателями избирательного права немцами, путем всеобщих, прямых свободных и тайных выборов в соотв  с принципами сочетающими мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

соотв 299 депутатов избирается по  изб округам (мажорит), остальные - на основании представит заявлений в землях - земельные списки

соот с парагр 4: каждый избиратель имеет 2 голоса (смешанная избират система)
мажорит система: каждый избирательный округ - 1 депутат, избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов. при равенстве голосов, вопрос решается жеребьевкой.

пропорциональная система - параграф 6:
в распределении мест по зем спискам принимает участие только те партии, которые получили мин 5% собранных голосов (5% барьер)

активным избирательным правом обладают немцы старше 18 лет, имеющие жилище или иным надлежащим образом прож в ФРГ мин 3 месяца, не лишены избирательного права: по решению суда, судом назначен опекун, психич  - по решению суда

разрешено голосовать по почте
решение суда о запрещении занимать публичные должности и не обладающ гражданством
срок полномочий 4 года
в войну может быть продлен, тогда он заканчивается через 6 мес после окончания этого состояния
Бундесрат включает чненов правительства земель, причем каждая земля обладает от 3-х до 6 мест в зависимости от численности проживающего в ней населения.

продолжительность полномочий не установлена и если к/л  партия в земле остается у власти значительный период времени, то столь же значительное время представитель этой земли может находится в Бундесрате. В Бундесрате императивный мандат

зем правительство указывает своим представителям как им голосовать по обсуждаемому вопросу
членство в Бундестаге депутат утрачивает если:
1. недействительность мандата
2.пересмотр результатов голосования
3. Х пасс избир права
4. объявление Фед Конст Судом антиконституционной партии или ее части, к которой принадлежит депутат
только Бундестаг имеет право принимать хаконы.
Бундесрат может вносит протест в отношении некоторых ФЗ. в основном, финансовые законопроекты и отношения между федерацией и землями

Бундесрат может участвовать в пересмотре К и он обладает правом абсолютного вето.
имбичмент:
1. отдача под суд П-та - осуществляется парламентом 2/3 Бундестага / Бундесрата
2. компет ФКС, который устан умышленное нарушение закона и объявление П-та лишенным должности

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz